С++ для начинающих

Конструктор по умолчанию


Конструктором по умолчанию называется конструктор, который можно вызывать, не задавая аргументов. Это не значит, что такой конструктор не может принимать аргументов; просто с каждым его формальным параметром ассоциировано значение по умолчанию:

// все это конструкторы по умолчанию

Account::Account() { ... }

iStack::iStack( int size = 0 ) { ... }

Complex::Complex(double re=0.0, double im=0.0) { ... }

Когда мы пишем:

int main()

{

   Account acct;

   // ...

}

то компилятор сначала проверяет, определен ли для класса Account конструктор по умолчанию. Возникает одна из следующих ситуаций:

1.      Такой конструктор определен. Тогда он применяется к acct.



2.      Конструктор определен, но не является открытым. В данном случае определение acct помечается компилятором как ошибка: у функции main() нет прав доступа.

3.      Конструктор по умолчанию не определен, но есть один или несколько конструкторов, требующих задания аргументов. Определение acct помечается как ошибка: слишком мало аргументов у конструктора.

4.      Нет ни конструктора по умолчанию, ни какого-либо другого. Определение считается корректным, acct не инициализируется, конструктор не вызывается.

Пункты 1 и 3 должны быть уже достаточно понятны (если это не так, перечитайте данную главу) Посмотрим более внимательно на пункты 2 и 4.

Допустим, что все члены класса Account объявлены открытыми и не объявлено никакого конструктора:

class Account {

public:

   char           *_name;

   unsigned int   _acct_nmbr;

   double         _balance;

};

В таком случае при определении объекта класса Account специальной инициализации не производится. Начальные значения всех трех членов зависят только от контекста, в котором встретилось определение. Например, для статических объектов гарантируется, что все их члены будут обнулены (как и для объектов, не являющихся экземплярами классов):

// статический класс хранения


// вся ассоциированная с объектом память обнуляется

Account global_scope_acct;

static Account file_scope_acct;

Account foo()

{

   static Account local_static_acct;

   // ...

}

Однако объекты, определенные локально или распределенные динамически, в начальный момент будут содержать случайный набор битов, оставшихся в стеке программы:

// локальные и распределенные из хипа объекты не инициализированы

// до момента явной инициализации или присваивания

Account bar()

{

   Account local_acct;

   Account *heap_acct = new Account;

   // ...

}

Новички часто полагают, что компилятор автоматически генерирует конструктор, если он не задан, и применяет его для инициализации членов класса. Для Account в том виде, в каком мы его определили, это неверно. Никакой конструктор не генерируется и не вызывается. Для более сложных классов, имеющих члены, которые сами являются классами, или использующих наследование, это отчасти справедливо: конструктор по умолчанию может быть сгенерирован, но и он не присваивает начальных значений членам встроенных или составных типов, таким, как указатели или массивы.

Если мы хотим, чтобы подобные члены инициализировались, то должны сами позаботиться об этом, предоставив один или несколько конструкторов. В противном случае отличить корректное значение члена такого типа от неинициализированного, если объект создан локально или распределен из хипа,3 практически невозможно.


Содержание раздела