Ограничение прав на создание объекта
Доступность конструктора определяется тем, в какой секции класса он объявлен. Мы можем ограничить или явно запретить некоторые формы создания объектов, если поместим соответствующий конструктор в неоткрытую секцию. В примере ниже конструктор по умолчанию класса Account объявлен закрытым, а с двумя параметрами– открытым:
class Account {
friend class vector< Account >;
public:
explicit Account( const char*, double = 0.0 );
// ...
private:
Account();
// ...
};
Обычная программа сможет теперь определять объекты класса Account, лишь указав как имя владельца счета, так и начальный баланс. Однако функции-члены Account и дружественный ему класс vector могут создавать объекты, пользуясь любым конструктором.
Конструкторы, не являющиеся открытыми, в реальных программах C++ чаще всего используются для:
- предотвращения копирования одного объекта в другой объект того же класса (эта проблема рассматривается в следующем подразделе);
- указания на то, что конструктор должен вызываться только в случае, когда данный класс выступает в роли базового в иерархии наследования, а не для создания объектов, которыми программа может манипулировать напрямую (см. обсуждение наследования и объектно-ориентированного программирования в главе 17).