Операции присваивания
Инициализация задает начальное значение переменной. Например:
int ival = 1024;
int *pi = 0;
В результате операции присваивания объект получает новое значение, при этом старое пропадает:
ival = 2048;
pi = &iva1;
Иногда путают инициализацию и присваивание, так как они обозначаются одним и тем же знаком =. Объект инициализируется только один раз– при его определении. В то же время операция может быть применена к нему многократно.
Что происходит, если тип объекта не совпадает с типом значения, которое ему хотят присвоить? Допустим,
ival = 3.14159; // правильно?
В таком случае компилятор пытается трансформировать тип объекта, стоящего справа, в тип объекта, стоящего слева. Если такое преобразование возможно, компилятор неявно изменяет тип, причем при потере точности обычно выдается предупреждение. В нашем случае вещественное значение 3.14159 преобразуется в целое значение 3, и это значение присваивается переменной ival.
Если неявное приведение типов невозможно, компилятор сигнализирует об ошибке:
pi = ival; // ошибка
Неявная трансформация типа int в тип указатель на int невозможна. (Набор допустимых неявных преобразований типов мы обсудим в разделе 4.14.)
Левый операнд операции присваивания должен быть l-значением. Очевидный пример неправильного присваивания:
1024 = ival; // ошибка
Возможно, имелось в виду следующее:
int value = 1024;
value = ival; // правильно
Однако недостаточно потребовать, чтобы операнд слева от знака присваивания был l-значением. Так, после определений
const int array_size = 8;
int ia[ array_size ] = { 0, 1, 2, 2, 3, 5, 8, 13 };
int *pia = ia;
выражение
array_size = 512; // ошибка
ошибочно, хотя array_size и является l-значением: объявление array_size константой не дает возможности изменить его значение. Аналогично
ia = pia; // ошибка
ia – тоже l-значение, но оно не может быть значением массива.
Неверна и инструкция
pia + 2=1; // ошибка
Хотя pia+2 дает адрес ia[2], присвоить ему значение нельзя. Если мы хотим изменить элемент ia[2], то нужно воспользоваться операцией разыменования. Корректной будет следующая запись:
*(pia + 2) = 1; // правильно
Операция присваивания имеет результат – значение, которое было присвоено самому левому операнду. Например, результатом такой операции
ival = 0;
является 0, а результат
ival = 3.14159;
равен 3. Тип результата – int в обоих случаях. Это свойство операции присваивания можно использовать в подвыражениях. Например, следующий цикл
extern char next_char();
int main()
{
char ch = next_char();
while ( ch != '\n' ) {
// сделать что-то ...
ch = next_char();
}
// ...
}
может быть переписан так:
extern char next_char();
int main()
{
char ch;
while (( ch = next_char() ) != '\n' ) {
// сделать что-то ...
}
// ...
}
Заметим, что вокруг выражения присваивания необходимы скобки, поскольку приоритет этой операции ниже, чем операции сравнения. Без скобок первым выполняется сравнение:
next_char() != '\n'
и его результат, true или false, присваивается переменной ch. (Приоритеты операций будут рассмотрены в разделе 4.13.)
Аналогично несколько операций присваивания могут быть объединены, если это позволяют типы операндов. Например:
int main ()
{
int ival, jval;
ival = jval = 0; // правильно: присваивание 0 обеим переменным
// ...
}
Обеим переменным ival и jval присваивается значение 0. Следующий пример неправилен, потому что типы pval и ival различны, и неявное преобразование типов невозможно. Отметим, что 0 является допустимым значением для обеих переменных:
int main ()
{
int ival; int *pval;
ival = pval = 0; // ошибка: разные типы
// ...
}
Верен или нет приведенный ниже пример, мы сказать не можем, , поскольку определение jval в нем отсутствует:
int main()
{
// ...
int ival = jval = 0; // верно или нет?
// ...
}
Это правильно только в том случае, если переменная jval определена в программе ранее и имеет тип, приводимый к int. Обратите внимание: в этом случае мы присваиваем 0 значение jval и инициализируем ival. Для того чтобы инициализировать нулем обе переменные, мы должны написать:
int main()
{
// правильно: определение и инициализация
int ival = 0, jval = 0;
// ...
}
В практике программирования часты случаи, когда к объекту применяется некоторая операция, а результат этой операции присваивается тому же объекту. Например:
int arraySum( int ia[], int sz )
{
int sum = 0;
for ( int i = 0; i < sz; ++i )
sum = sum + ia[ i ];
return sum;
}
Для более компактной записи С и С++ предоставляют составные операции присваивания. С использованием такого оператора данный пример можно переписать следующим образом:
int arraySum( int ia[], int sz )
{
int sum = 0;
for ( int i =0; i < sz; ++i )
// эквивалентно: sum = sum + ia[ i ];
sum += ia[ i ];
return sum;
}
Общий синтаксис составного оператора присваивания таков:
a op= b;
где op= является одним из десяти операторов:
+= -= *= /= %=
<<= >>= &= ^= |=
Запись a op= b в точности эквивалентна записи a = a op b.
Упражнение 4.6
Найдите ошибку в данном примере. Исправьте запись.
int main() {
float fval;
int ival;
int *pi;
fval = ival = pi = 0;
}
Упражнение 4.7
Следующие выражения синтаксически правильны, однако скорее всего работают не так, как предполагал программист. Почему? Как их изменить?
(a) if ( ptr = retrieve_pointer() != 0 )
(b) if ( ival = 1024 )
(c) ival += ival + 1;