С++ для начинающих


Операции сравнения и логические операции


Таблица 4.2. Операции сравнения и логические операции

Символ операции

Значение

Использование

!

Логическое НЕ



!expr

Меньше

expr1 < expr2

<=

Меньше или равно

expr1 <= expr2

Больше

expr1 > expr2

>=

Больше или равно

expr1 >= expr2

==

Равно

expr1 == expr2

!=

Не равно

expr1 != expr2

&&

Логическое И

expr1 && expr2

||

Логическое ИЛИ

expr1 || expr2

Примечание. Все операции в результате дают значение типа bool

Операции сравнения и логические операции в результате дают значение типа bool, то есть true или false. Если же такое выражение встречается в контексте, требующем целого значения, true преобразуется в 1, а false – в 0. Вот фрагмент кода, подсчитывающего количество элементов вектора, меньших некоторого заданного значения:

vector<int>::iterator iter = ivec.beg-in() ;

while ( iter != ivec.end() ) {

    // эквивалентно: e1em_cnt = e1em_cnt + (*iter < some_va1ue)

    // значение true/false выражения *iter < some_va1ue

    // превращается в 1 или 0

    e1em_cnt += *iter < some_va1ue;

    ++iter;

}

Мы просто прибавляем результат операции “меньше” к счетчику. (Пара += обозначает составной оператор присваивания, который складывает операнд, стоящий слева, и операнд, стоящий справа. То же самое можно записать более компактно: elem_count = elem_count + n. Мы рассмотрим такие операторы в разделе 4.4.)

Логическое И (&&) возвращает истину только тогда, когда истинны оба операнда. Логическое ИЛИ (||) дает истину, если истинен хотя бы один из операндов. Гарантируется, что операнды вычисляются слева направо и вычисление заканчивается, как только результирующее значение становится известно. Что это значит? Пусть даны два выражения:

expr1 && expr2

expr1 || expr2

Если в первом из них expr1 равно false, значение всего выражения тоже будет равным false вне зависимости от значения expr2, которое даже не будет вычисляться. Во втором выражении expr2 не оценивается, если expr1 равно true, поскольку значение всего выражения равно true вне зависимости от expr2.


Подобный способ вычисления дает возможность удобной проверки нескольких выражений в одном операторе AND:

while ( ptr != О &&

        ptr->va1ue < upperBound &&

        ptr->va1ue >= 0 &&

        notFound( ia[ ptr->va1ue ] ))

{ ... }

Указатель с нулевым значением не указывает ни на какой объект, поэтому применение к нулевому указателю операции доступа к члену вызвало бы ошибку (ptr->value). Однако, если ptr равен 0, проверка на первом шаге прекращает дальнейшее вычисление подвыражений. Аналогично на втором и третьем шагах проверяется попадание величины ptr->value в нужный диапазон, и операция взятия индекса не применяется к массиву ia, если этот индекс неправилен.

Операция логического НЕ дает true, если ее единственный оператор равен false, и наоборот. Например:

bool found = false;

// пока элемент не найден

// и ptr указывает на объект (не 0)

while ( ! found && ptr ) {

    found = 1ookup( *ptr );

    ++ptr;

}

Подвыражение

! found

дает true, если переменная found равна false. Это более компактная запись для

found == false

Аналогично

if ( found )

эквивалентно более длинной записи

if ( found == true )

Использование операций сравнения достаточно очевидно. Нужно только иметь в виду, что, в отличие от И и ИЛИ, порядок вычисления операндов таких выражений не определен. Вот пример, где возможна подобная ошибка:

// Внимание! Порядок вычислений не определен!

if ( ia[ index++ ] < ia[ index ] )

    // поменять местами элементы

Программист предполагал, что левый операнд оценивается первым и сравниваться будут элементы ia[0] и ia[1]. Однако компилятор не гарантирует вычислений слева направо, и в таком случае элемент ia[0] может быть сравнен сам с собой. Гораздо лучше написать более понятный и машинно-независимый код:

if ( ia[ index ] < ia[ index+1 ] )

    // поменять местами элементы

    ++index;

Еще один пример возможной ошибки. Мы хотели убедиться, что все три величины ival, jval и kval различаются. Где мы промахнулись?



// Внимание! это не сравнение 3 переменных друг с другом

if ( ival != jva1 != kva1 )

    // do something ...

Значения 0, 1 и 0 дают в результате вычисления такого выражения true. Почему? Сначала проверяется ival != jval, а потом итог этой проверки (true/false – преобразованной к 1/0) сравнивается с kval. Мы должны были явно написать:

if ( ival != jva1 && ival != kva1 && jva1 != kva1 )

    // сделать что-то ...

Упражнение 4.4

Найдите неправильные или непереносимые выражения, поясните. Как их можно изменить? (Заметим, что типы объектов не играют роли в данных примерах.)

(a) ptr->iva1 != 0

(с) ptr != 0 && *ptr++

(e) vec[ iva1++ ] <= vec[ ival ];

(b) ival != jva1 < kva1 (d) iva1++ && ival

Упражнение 4.5

Язык С++ не диктует порядок вычисления операций сравнения для того, чтобы позволить компилятору делать это оптимальным образом. Как вы думаете, стоило бы в данном случае пожертвовать эффективностью, чтобы избежать ошибок, связанных с предположением о вычислении выражения слева направо?


Содержание раздела