С++ для начинающих


Программа на языке C++


В С++ действие называется выражением, а выражение, заканчивающееся точкой с запятой, – инструкцией.  Инструкция – это атомарная часть С++ программы, которой в программе на С++ соответствует предложение естественного языка. Вот примеры инструкций С++:

int book_count = 0;

book_count = books_on_shelf + books_on_order;

cout << "значение переменной book_count: " << book_count;

Первая из приведенных инструкций является инструкцией объявления. book_count можно назвать идентификатором, символической переменной (или просто переменной) или объектом. Переменной соответствует область в памяти компьютера, соотнесенная с определенным именем (в данном случае book_count), в которой хранится значение типа (в нашем случае целого). 0 – это константа. Переменная book_count инициализирована значением 0.

Вторая инструкция – присваивание. Она помещает в область памяти, отведенную переменной book_count, результат сложения двух других переменных –  books_on_shelf и books_on_order. Предполагается, что эти две целочисленные переменные определены где-то ранее в программе и им присвоены некоторые значения.

Третья инструкция является инструкцией вывода. cout – это выходной поток, направленный на терминал, << – оператор вывода. Эта инструкция выводит в cout – то есть на терминал – сначала символьную константу, заключенную в двойные кавычки ("значение переменной book_count: "), затем значение, содержащееся в области памяти, отведенном под переменную book_count. В результате выполнения данной инструкции мы получим на терминале сообщение:

значение переменной book_count: 11273

если значение book_count равно 11273 в данной точке выполнения программы.

Инструкции часто объединяются в именованные группы, называемые функциями. Так, группа инструкций, необходимых для чтения исходного файла, объединена в функцию readIn(). Аналогичным образом инструкции для выполнения оставшихся подзадач сгруппированы в функции sort(), compact() и print().


В каждой С++ программе должна быть ровно одна функция с именем main(). Вот как может выглядеть эта функция для нашего алгоритма:

int main()



{

  readIn();

  sort();

  compact();

  print();

  return 0;

}

Исполнение программы начинается с выполнения первой инструкции функции main(), в нашем случае – вызовом функции readIn(). Затем одна за другой исполняются все дальнейшие инструкции, и, выполнив последнюю инструкцию функции main(), программа заканчивает работу.

Функция состоит их четырех частей: типа возвращаемого значения, имени, списка параметров и тела функции. Первые три части составляют прототип функции.

Список параметров заключается в круглые скобки и может содержать ноль или более параметров, разделенных запятыми. Тело функции содержит последовательность исполняемых инструкций и ограничено фигурными скобками.

В нашем примере тело функции main() содержит вызовы функций readIn(), sort(), compact() и print(). Последней выполняется инструкция

return 0;

Инструкция return обеспечивает механизм завершения работы функции. Если оператор return сопровождается некоторым значением (в данном примере 0), это значение становится возвращаемым значением функции. В нашем примере возвращаемое значение 0 говорит об успешном выполнении функции main(). (Стандарт С++ предусматривает, что функция main() возвращает 0 по умолчанию, если оператор return не использован явно.)

Давайте закончим нашу программу, чтобы ее можно было откомпилировать и выполнить. Во-первых, мы должны определить функции readIn(), sort(), compact() и print(). Для начала вполне подойдут заглушки:

void readIn() { cout << "readIn()\n"; }

void sort() { cout << "sort()\n"; }

void compact() { cout << "compact()\n"; }

void print() { cout << "print ()\n"; }

Тип void используется, чтобы обозначить функцию, которая не возвращает никакого значения. Наши заглушки не производят никаких полезных действий, они только выводят на терминал сообщения о том, что были вызваны. Впоследствии мы заменим их на реальные функции, выполняющие нужную нам работу.



Пошаговый метод написания программ позволяет справляться с неизбежными ошибками. Попытаться заставить работать сразу всю программу – слишком сложное занятие.

Имя файла с текстом программы, или исходного файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени (например, bookstore) и расширения, записываемого после точки. Расширение, в соответствии с принятыми соглашениями, служит для определения назначения файла. Файл bookstore.h является заголовочным файлом

для С или С++ программы. (Необходимо отметить, что стандартные заголовочные файлы С++ являются исключением из правила: у них нет расширения.)

Файл bookstore.c является исходным файлом для нашей С программы. В операционной системе UNIX, где строчные и прописные буквы в именах файлов различаются, расширение .C обозначает исходный текст С++ программы, и в файле bookstore.C располагается исходный текст С++.

В других операционных системах, в частности в DOS, где строчные и прописные буквы не различаются, разные реализации могут использовать разные соглашения для обозначения исходных файлов С++. Чаще всего употребляются расширения .cpp и .cxx: bookstore.cpp, bookstore.cxx.

Заголовочные файлы С++ программ также могут иметь разные расширения в разных реализациях (и это одна из причин того, что стандартные заголовочные файлы С++ не имеют расширения). Расширения, используемые в конкретной реализации компилятора С++, указаны в поставляемой вместе с ним документации.

Итак, создадим текст законченной С++ программы (используя любой текстовый редактор):

#include <iostream>

using namespace std;

void readIn() { cout << "readIn()\n"; }

void sort() { cout << "sort()\n"; }

void compact() { cout << "compact()\n"; }

void print() { cout << "print ()\n"; }

int main() {

  readIn();

  sort();

  compact();

  print();

  return 0;

}

Здесь iostream – стандартный заголовочный файл библиотеки ввода/вывода (обратите внимание: у него нет расширения). Эта библиотека содержит информацию о потоке cout, используемом в нашей программе. #include является директивой препроцессора, заставляющей включить в нашу программу текст из заголовочного файла iostream. (Директивы препроцессора рассматриваются в разделе 1.3.)



Непосредственно за директивой препроцессора

#include <iostream>

следует инструкция

using namespace std;

Эта инструкция называется директивой using. Имена, используемые в стандартной библиотеке С++ (такие, как cout), объявлены в пространстве имен std и невидимы в нашей программе до тех пор, пока мы явно не сделаем их видимыми, для чего и применяется данная директива. (Подробнее о пространстве имен говорится в разделах 2.7 и 8.5.)[1]

После того как исходный текст программы помещен в файл, скажем prog1.C, мы должны откомпилировать его. В UNIX для этого выполняется следующая команда:

$ CC prog1.C

Здесь $ представляет собой приглашение командной строки. CC – команда вызова компилятора С++, принятая в большинстве UNIX-систем. Команды вызова компилятора могут быть разными в разных системах.

Одной из задач, выполняемых компилятором в процессе обработки исходного файла, является проверка правильности программы. Компилятор не может обнаружить смысловые ошибки, однако он может найти формальные ошибки в тексте программы. Существует два типа формальных ошибок:

синтаксические ошибки. Программист может допустить “грамматические”, с точки зрения языка С++, ошибки. Например:

int main( { // ошибка – пропущена ')'

  readIn(): // ошибка – недопустимый символ ':'

  sort();

  compact();

  print();

  return 0  // ошибка – пропущен символ ';'

}

ошибки типизации. С каждой переменной и константой в С++ сопоставлен некоторый тип. Например, число 10 – целого типа. Строка "hello", заключенная в двойные кавычки, имеет символьный тип. Если функция ожидает получить в качестве параметра целое значение, а получает символьную строку, компилятор рассматривает это как ошибку типизации.

Сообщение об ошибке содержит номер строки и краткое описание. Полезно просматривать список ошибок, начиная с первой, потому что одна-единственная ошибка может вызвать цепную реакцию, появление “наведенных” ошибок. Исправление этой единственной ошибки приведет и к исчезновению остальных. После исправления синтаксических ошибок программу нужно перекомпилировать.



После проверки на правильность компилятор переводит исходный текст в объектный код, который может быть понят и исполнен компьютером. Эту фазу работы компилятора называют генерацией кода.

В результате успешной компиляции образуется выполняемый файл. Если запустить выполняемый файл, полученный в результате компиляции нашей программы, на терминале появится следующий текст:

readIn()

sort()

compact()

print()

В С++ набор основных типов данных – это целый и вещественный числовые типы, символьный тип и логический, или булевский. Каждый тип обозначается своим ключевым словом. Любой объект программы ассоциируется с некоторым типом. Например:

int    age = 10;

double price = 19.99;

char   delimiter = ' ';

bool   found = false;

Здесь определены четыре объекта: age, price, delimiter, found, имеющие соответственно типы целый, вещественный с двойной точностью, символьный и логический. Каждый объект инициализирован константой – целым числом 10, вещественным числом 19.99, символом пробела и логическим значением false.

Между основными типами данных может осуществляться неявное преобразование типов. Если переменной age, имеющей тип int, присвоить константу типа double, например:

age = 33.333;

то значением переменной age станет целое число 33. (Стандартные преобразования типов, а также общие проблемы преобразования типов рассматриваются в разделе 4.14.)

Стандартная библиотека С++ расширяет базовый набор типов, добавляя к ним такие типы, как строка, комплексное число, вектор, список. Примеры:

// заголовочный файл с определением типа string

#include <string>

string current_chapter = "Начинаем";

// заголовочный файл с определением типа vector

#include <vector>

vector<string> chapter_titles(20);

Здесь current_chapter – объект типа string, инициализированный константой "Начинаем". Переменная chapter_titles – вектор из 20 элементов строкового типа. Несколько необычный синтаксис выражения

vector<string>

сообщает компилятору о необходимости создать вектор, содержащий объекты типа string. Для того чтобы определить вектор из 20 целых значений, необходимо написать:

vector<int> ivec(20);

Никакой язык, никакие стандартные библиотеки не способны обеспечить нас всеми типами данных, которые могут потребоваться. Взамен современные языки программирования предоставляют механизм создания новых типов данных. В С++ для этого служит механизм классов. Все расширенные типы данных из стандартной библиотеки С++, такие как строка, комплексное число, вектор, список, являются классами, написанными на С++. Классами являются и объекты из библиотеки ввода/вывода.

Механизм классов – одна из самых главных особенностей языка С++, и в главе 2 мы рассмотрим его очень подробно.


Содержание раздела