Указатели на статические члены класса
Между указателями на статические и нестатические члены класса есть разница. Синтаксис указателя на член класса не используется для обращения к статическому члену. Статические члены– это глобальные объекты и функции, принадлежащие классу. Указатели на них – это обычные указатели. (Напомним, что статической функции-члену не передается указатель this.)
Объявление указателя на статический член класса выглядит так же, как и для указателя на объект, не являющийся членом класса. Для разыменования указателя никакой объект не требуется. Рассмотрим класс Account:
class Account {
public:
static void raiseInterest( double incr );
static double interest() { return _interestRate ; }
double amount() { return _amount; }
private:
static double _interestRate;
double _amount;
string _owner;
};
inline void Account::raiseInterest( double incr )
{
_interestRate += incr;
}
Тип &_interestRate – это double*:
// это неправильный тип для &_interestRate
double Account::*
Определение указателя на &_interestRate имеет вид:
// правильно: double*, а не double Account::*
double *pd = &Account::_interestRate;
Этот указатель разыменовывается так же, как и обычный, объект класса для этого не требуется:
Account unit;
// используется обычный оператор разыменования
double daily = *pd / 365 * unit._amount;
Однако, поскольку _interestRate и _amount – закрытые члены, необходимо иметь статическую функцию-член interest() и нестатическую amount().
Указатель на interest() – это обычный указатель на функцию:
// правильно
double (*)()
а не на функцию-член класса Account:
// неправильно
double (Account::*)()
Определение указателя и косвенный вызов interest() реализуются так же, как и для обычных указателей:
// правильно: double(*pf)(), а не double(Account::*pf)()
double(*pf)() = &Account::interest;
double daily = pf() / 365 * unit.amount();
Упражнение 13.11
К какому типу принадлежат члены _screen и _cursor класса Screen?
Упражнение 13.12
Определите указатель на член и инициализируйте его значением Screen::_screen; присвойте ему значение Screen::_cursor.
Упражнение 13.13
Определите typedef для каждой из функций-членов класса Screen.
Упражнение 13.14
Указатели на члены можно также объявлять как данные-члены класса. Модифицируйте определение класса Screen так, чтобы оно содержало указатель на его функцию-член того же типа, что home() и end().
Упражнение 13.15
Модифицируйте имеющийся конструктор класса Screen (или напишите новый) так, чтобы он принимал параметр типа указателя на функцию-член класса Screen, для которой список формальных параметров и тип возвращаемого значения такие же, как у home() и end(). Реализуйте для этого параметра значение по умолчанию и используйте параметр для инициализации члена класса, описанного в упражнении 13.14. Напишите функцию-член Screen, позволяющую пользователю задать ее значение.
Упражнение 13.16
Определите перегруженный вариант repeat(), который принимает параметр типа cursorMovements.